4 июля 2010 г.

МАНИПУЛЯЦИЯ… ЧТО ДЕЛАТЬ?

Техники защиты от манипуляций.

  После ознакомления со стратегиями манипуляций, распознавать их не составляет большого труда. Обычно, как только человек узнает что-то новое, он сразу начинает это подмечать вовне и давать оценку. Или в нашем случае — начинает прямо указывать на то, что собеседник пытается манипулировать. Но во взаимодействии не всегда есть возможность, да и смысл, прямо указать манипулятору на его манипулятивные действия.

  Во-первых, для манипулятора такое общение привычное, любые указания на манипуляцию не будут поняты, и обвинение вернется к вам. Как уже говорилось ранее, манипулятора обвинять бесполезно, он сам страдает от такого взаимодействия. Возможность конструктивного взаимодействия исчезнет, а то и вообще общение может прекратиться.

  Во-вторых, даже если обвинение имеет под собой основание, удовлетворительного диалога все равно уже не последует, так как не каждый готов признаться в манипулировании.

  Поэтому иногда достаточно дать понять, что вы заметили манипуляцию, и при этом помочь вашему собеседнику «сохранить лицо». Иными словами – сохранить взаимодействие и пресечь попытки манипулирования.

  Для этого существует несколько техник, которые мы и рассмотрим.

  Одной из самых распространенных техник является:

  Техника переспрашивания или отражение сказанного.

  Если исходить из того, что манипулятивное взаимодействие у многих уже стало привычкой, а человек даже не замечает, как это происходит, то самым эффективным выходом на конструктивный диалог является предлагаемая техника переспрашивания.

  Как только вы заметили манипулятивное высказывание, необходимо задать вопрос, ссылаясь на это высказывание. Целью такого вопроса станет уточнение того, что на самом деле имел в виду ваш собеседник. Задавая вопрос, вы приглашаете собеседника к более точному формулированию (особенно когда что-то высказано не ясно или есть попытка скрыть прямой смысл) или к критическому пересмотру своих мыслей.

  Сделать это можно одним из трех способов:
  • Прямым переспрашиванием.
  • Отражением содержания сказанного.
  • Отражением подразумеваемого.
  Давайте рассмотрим на примере.

  Манипулятор: «Никто не будет так хорошо относиться к тебе, как я».

  Предполагаемый ответ по технике переспрашивания или отображения сказанного: «Я правильно понял, что ты ко мне очень хорошо относишься? И я могу рассчитывать на твое хорошее отношение, даже если я все-таки сделаю по-своему?»

  Манипуляция оказывается раскрытой и собеседник уже вынужден пересмотреть свое высказывание и обозначить то, что он на самом деле хочет от вас. Инициатива по разрешению ситуации остается за вами.

  Следующая техника – Техника игнорирования помогает предупредить вашего собеседника о том, что вы поняли, что он пытается сделать, но не воспринимаете это всерьез. Не серьезное отношение к словам предупреждает вашего собеседника о том, что с вами этот номер не проходит.

  Вашей задачей будет пропустить мимо ушей манипулятивное заявление или осуждение (глупая шутка, циничное замечание, повышение тона, подчеркнутое равнодушие и т.п.). Далее выдержать небольшую подчеркнутую паузу и задать вопрос или конструктивное предложение.

  Например:
  Манипулятор: «Умные и порядочные люди так не поступают!» («Хорошие дочери…», «Так поступают только…» и т.п.).

  Ответ по технике игнорирования: «Давайте говорить по существу, не переходя на личности. Вы согласны?»

  Если вы пытаетесь о чем-то договориться, но встречаете сопротивление в виде обвинения, в вызове на соревнование, в виде оскорбительного высказывания, не прошеного совета, или в принуждении, в давлении на чувство жалости или вины, то после подчеркнутой паузы можно задать и такой вопрос: «Если вы не против, может быть мы все-таки продолжим...»

  Если манипулятор пытается у вас вызвать чувство вины, или отвлекает вас от предмета обсуждения, или пытается изменить достигнутую договоренность, воспользуйтесь техникой «Недоразумение».

  Смысл ее – проинтерпретировать попытку манипуляции как недоразумение, которое необходимо устранить прежде, чем продолжить беседу. Этим вы даете понять, что любая попытка манипуляции замечается, при этом вы не обличаете манипулятора, представляя манипулятивное заявление как недоразумение.

  Манипулятор: «Я на тебя всю свою жизнь положила!»
  Ответ: «Это ужасно. Ты ни сколько для себя не жила. Если я последую твоему примеру, то и моя жизнь пройдет мимо меня? И потом я буду всем говорить то же самое, что и ты сейчас? Или я что-то не так поняла?»
  Манипуляция: «Тебя что, в детстве не учили уступать дорогу старшим?»
  Ответ: «Ой, простите, я не заметил, наверно потому что вы совсем не старо выглядите».

  Если отвлекают от предмета обсуждения: «Я что-то не понял, мы предыдущую тему уже закрыли? По-моему, мы ни о чем не договорились, по крайней мере, я свое мнение не высказал».

  При попытке изменить достигнутую договоренность: «Я в замешательстве. Мы ведь с вами уже договорились. Это вы просто высказываете свои мысли вслух?»

  В тех случаях, когда манипулятор пытается вам что-то навязать, или к чему-то вынудить, постоянно вас прерывает, не дает выговориться, отвлекает вас от предмета обсуждения, постоянно провоцирует вас на что-то, очень хорошо срабатывает техника «заезженной пластинки».

  Она достаточно проста, потому что вашей задачей является вновь и вновь повторять то, что вы хотите (что для вас важно, или, что вы хотите узнать и т.п.). В какой-то момент манипулятор все-таки начнет говорить на нужную вам тему.

  Предыдущие техники включают в себя моменты ответной манипуляции, техника «заезженной пластинки» дает вам возможность воспользоваться правом говорить то, что вы на самом деле хотите.

  Бывают такие случаи, когда собеседник отказывается понимать вас, настаивает на своем, при этом, не давая вам возможности высказать свое мнение. Здесь уместно не пытаться давить на него, доказывая свою точку зрения или отвечать на попытку манипуляции, а воспользоваться техникой «изменения перспективы». Для этого необходимо собеседнику предложить посмотреть на ситуацию с вашей стороны.

  «Хорошо, твои выгоды в данном вопросе понятны. А теперь рассмотри все мои выгоды. Если они действительно так весомы, как ты пытаешься доказать, тогда мы может и договоримся».

  Но иногда бывает и так, что манипуляция заходит слишком далеко, ни одна техника прерывания манипуляции не срабатывает. Тогда лучшим способ будет воспользоваться техникой «выхода из ситуации». Она заключается в том, что вы прерываете разговор с открытым указанием попытки манипулировать вами. И задаете вопрос о том, что дальше – каждый придерживается своего мнения и ситуация не разрешается или начинаем рассматривать возможные варианты решения.

  Последним, я бы сказала, худшим вариантом является техника «прерывания общения». К ней прибегают тогда, когда уже нет другого способа защитить себя. Но чтобы прерывание не выглядело как бегство, необходимо применить несколько правил.
  • Первое – прервите разговор первым, чтобы сохранить инициативу.
  • Второе – ясно обоснуйте, почему вы прекратили разговор.
  • И третье – (при необходимости) наметьте путь к примирению или компромиссу.
  «Я не вижу смысла и дальше говорить на эту тему, потому что ты постоянно давишь, а в такой обстановке ничего конструктивного решить нельзя. Давай останемся каждый при своем мнении (как вариант – поговорим об этом, когда оба успокоимся и сможем говорить без эмоций)». 

  Если вы хотя бы один раз сможете элегантно выйти из манипуляции, вы сохраните свою психику от разрушения. И помните – если вы вступили в борьбу с манипулятором, то это говорит только о том, что вы поддались на манипулятивное действие, и манипуляция достигла цели.

  С уважением,
  Татьяна Ушакова.

 
При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник  http://o-vni2.blogspot.com/2010/07/blog-post.html 



Почитать еще






0 коммент. :

Отправить комментарий

Copyright © 2010 Ошибки мышления или беседы для осознания - Авторский блог Татьяны Ушаковой.
Перепечатка материалов допускается только при наличии ссылки на источник: www.o-vni.ru

Powered by Blogger